?

Log in

No account? Create an account
ALeonkin
Отчет об экспедиции в недоношенный город Бонивур 
10th-May-2011 02:17 pm
slip
Началось все примерно полгода назад. Когда я искал интересные места недалеко от Хабаровска, чтобы прокатиться туда на велосипеде. В Интернет попалась информация о том, что в 1986 году ниже по течению Амура на примерно 100 км от Комсомольска-на-Амуре начали строить новый город. Базовым населенным пунктом было выбрано село Нижнетамбовское (как по аналогии село Пермское стало Комсомольском-на-Амуре, так и из Нижней Тамбовки должен был вырасти новый город). Градообразующим предприятием должен был стать завод азотных удобрений, чтобы производить их для обогащения бедных земель Дальнего Востока. Однако в 1989 году все окончательно развалилось и стройку прекратили.







На сталкерских сайтах от одного к другому кочует одна и та же фраза: «город полностью охраняем». Вообще ничего подобного. Из пары отчетов, побывавших там, я узнал, что по факту город – это часть села Нижнетамбовское. Реально в Сети очень мало информации об этой стройке, пришлось провести не один день в архивах газет «Молодой Дальневосточник» и «Тихоокеанская звезда», листая газеты за 86-87 год. Название городу толком не придумали, рабочее название – Бонивур, в честь героя гражданской войны Виталия Баневура. Мне видится, что это неофициальное название происходит от пребывающих рабочих из отряда «Баневуровец», который находился в поселке Некрасовка под Хабаровском. Судя по статьям из газет и слов одной из первостроительниц, отряд «Баневуровец» был своего рода фильтром для рабочих – то есть сначала они работали в Некрасовке и к ним присматривались, как они работают, пьют ли и т.д. Далее этот не построенный город я буду называть Бонивур.

Влек нас в это место не только сам факт последнего строящегося города СССР. В 1986 году в городке рабочих была спрятана «капсула времени» - письмо комсомольцам 2017 года, празднующим столетие Октябрьской революции. Именно эту капсулу мы и хотели найти.



7 мая мы на двух машинах с друзьями и командой «Первого краевого телевидения» в 7 утра двинулись на север в сторону Комсомольска-на-Амуре. Взяли лопаты, камеры и т.п. Незадолго до поездки я познакомился по Интернет с одним из первостроителей города, его зовут Федорович Виктор, он прибыл из Белоруссии на стройку в Нижнетамбовское 20 мая 1986 года в составе всесоюзного комсомольского отряда (6 отрядов по 50 человек из Белоруссии, Украины, Кузбасса и т.д.). Он нарисовал мне план, куда закопали капсулу. Есть еще один первостроитель, с кем я списывался по Интернет. Он дальневосточный писатель, его зовут Константин Кураленя. У меня есть три его книги, где главный герой, уходя со стройки Бонивура, отправлялся к Шаман-горе (через Амур от Нижнетамбовского) и оттуда чудесным образом попадал в прошлое. Книги очень интересные и охватывают не только стройку города Бонивур, но и историю Приамурья, рекомендую их почитать, они связаны друг с другом хронологически: «Шаман-гора», «Перевернутый мир» и «Казна империи». Есть в книжных магазинах Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.



После 340 км пути, в районе поселка Селихино, повернули направо, на дорогу до Николаевска-на-Амуре. По ней предстояло проехать 82 км. Асфальта нет, грунтовка плохая, связи нет, по пути поселков нет (только пара тройка ответвлений к поселкам). Но пейзажи просто потрясающие! Сопки еще в снегу, тайга. По дороге видели двух лосей, и я еще заметил куропатку, совсем не испугавшуюся проезжающего в трех метрах «Крузера». За 30 км до финиша попозировали на камеру, я дал небольшое интервью.

Место раскопок находилось прямо на въезде в село Нижнетамбовское. Из практической информации сообщу: в селе есть связь от «Билайн» и МТС, от «Мегафона» - нет. Поэтому половина нашей группы была без связи. Сначала мы не могли сориентироваться, где точно нужно искать, основные ориентиры отсутствовали в принципе. Например, узкоколейная железная дорога. Ее не было вообще, даже шпал не было, как мы потом узнали, ее разобрали абсолютно всю вплоть до Селихино. Столовая, всякие вагончики строителей – ничего нет. Еще было очень холодно – около нуля, местами лежит снег. В одном из бетонных блоков увидели бутылку из-под лимонада, если там что-то и было, это уже отсутствовало – у бутылки не было дна. Возможно, это какое-то другое письмо, возможно, кто-то просто прикольнулся и забетонировал бутылку. Мне было известно, что нужная нам капсула медная. Продолжили искать дальше, примерно прикинув местность и сопоставив ее с планом. Подошел местный, спросил, чего мы делаем. Сказали про капсулу, он не в курсе. Переместились в другое место, пришел опять местный этот с еще одним. Ну, и сказали нам: ни черта вы тут не найдете – несколько лет назад тут бульдозерами все разровняли. Там было несколько строений: столовая, домики строителей, целый жилой квартал, хоть и временный! А я, копая, думал: чего тут всего намешано? Земля, трубы, арматура, стекла, камни, деревяшки, кирпичи, кафель, керамика. В общем, стало понятно, что все, капсула утрачена навсегда. Ну, или можно нанять экскаватор и перерыть несколько сотен квадратных метров.



Эти два местных посоветовали нам поговорить с неким местным художником и семьей первостроителей, которые остались здесь жить. Спросили мы их и про музей, но, как они сказали, сгорела школа, в которой музей и был. Ну, вы понимаете. Убрали лопаты, поехали в коттеджный поселок. Чуть о географии. Первый десант строителей высадился 20 января 1986 года, они жили в строительных вагончиках на въезде в село Нижнетамбовское. Слева от села (если смотреть на Амур) течет река Хальзан. Именно за этой рекой построили более-менее капитальные домики из бетонных плит на две квартиры, там живут до сих пор. Местные называют это место «Заречка» или «Заречное». Там же за рекой начали строить и сам завод, детский садик и т.п.



Через Хальзан есть мост и собственно начинается поселок с несколькими кварталами и улочками. Некоторые названия улиц я запомнил: Первостроителей, Комсомольская, Белорусская, Украинская. Там же в этом поселке есть памятный камень о высадке первого десанта в январе 1986 г. Возле камня мы обнаружили, что у «Крузера» спускает колесо, а до ближайшего шиномонтажа 30 км, в поселке Ягодный, что еще севернее Нижнетамбовского. Пришлось ехать туда, хоть запаска и была, но нам еще обратно ехать по плохой дороге 80 км без населенных пунктов. Пока «Крузер» отсутствовал, взяли 2 интервью у местных, одно у первостроительницы, второе спонтанное у местной. О разговоре с первостроительницей я напишу отдельно. А о спонтанном интервью опишу. Было весьма забавно. Мы спросили у проходившей тёти, где тут живут Шалашовы, она пошла показывать. Справа шел я, левее Аня snowballl, потом эта тетка и слева шел оператор. По ходу дела snowballl спрашивала у тетки, как тут жизнь все такое, а она как давай всё костерить, что все плохо. Я смотрю, а оператор камеру включил и снимает ее ругань. Когда мы расстались, он сказал, что вообще прикольно получилось. И тут я сообразил: на мне до сих пор висит микрофон! Я его не снял после интервью, а она говорила аккурат в мою сторону, так что звук вышел весьма хорошо.

Попали в дом к первостроительнице, взяли интервью, она рассказала много интересного, но, как и писал выше, я расскажу об этом отдельно. Рядом с камнем лежит много бетонных блоков – это так и не построенные новые коттеджики, так и валяются более двух десятков лет. На окраине поселка есть остов недостроенного двухэтажного детского сада (на снимке выше) и далее в сторону от Амура, примерно в полутора километрах, находится заложенный завод азотных удобрений, больше похожий на помойку из разбросанных стройматериалов и мусора. Вторая машина туда проехать не смогла – глубокие лужи и грязь. Но часть группы, включая меня, полазила по этим остаткам нерожденного завода.














Встретились снова на памятном камне. Половина группы поехала в Нижнетамбовское к Амуру сделать подсъемки, я с напарником поехал на Амур в «Заречке», т.е. в собственно Бонивуре. А оттуда снова поехали в Нижнетамбовское. Далее наши пути разошлись. Мы поехали по сотовым делам в один магазин, и местные тётки нам рассказали, что музей-таки есть! Но позвонить группе в машине ТВ нам было невозможно – у них «МегаФон», а у snowballl хоть и «Билайн», но села батарея. Короче, я только увидел проезжающий в 50 метрах от нас микроавтобус со второй половиной группы. Ну да ладно, остались вдвоем и поехали в новую школу (построили после сгоревшей старой), где есть музей, посвященный строительству Бонивура. Местная учитель показала нам маленькую комнатку, где находятся экспонаты и куча старых фотографий (кстати, она потом мне отсканировала пару десятков фото и отправила по e-mail). Вроде все, план максимум – найти капсулу – мы не выполнили, но план минимум – осмотреть нерожденный город Бонивур – выполнили сполна.






На выезде из Нижнетамбовского нас остановил мужичок, попросил докинуть до Селихино, взяли с собой. Он нам рассказал про поселок Мачтовый, куда мы заехали минут на 20 – было по пути. Но беседу с этим дядькой и про Мачтовый я опишу в отдельном посте.

На Селихино мы повернули не на юг, в Хабаровск, а на север – в Комсомольск-на-Амуре. Я промочил ноги немного еще в Нижнетамбовском и купил рома, но пить 50-градусную гадость не очень хотелось, но была возможность рвануть в баню. Поэтому я попросил своего напарника не везти меня в Комсомольск, а высадить на посту ДПС, где меня ждал брат моей подруги и далее я рванул на юг – в сторону города Амурск, в деревню. Приехали мы в одиннадцатом часу. Баня меня спасла – я не заболел :)

Насчет поехать на велосипеде я даже и не знаю. Во первых, очень плохая грунтовая дорога, во-вторых, много подъемов и третье – тайга. И медведи там есть.

В целом мне, да и не только мне, понравилась. Бонивур не для сталкеров, конечно, но для любителей таежной романтики и истории Приамурья – самое то. Самое шикарное там – природа, но следует учесть, что там ощутимо холоднее, чем в Хабаровске. Вдоль Амура лежали отдельные льдины, а на земле небольшие пятачки снега. Одним словом – севера.




P.S. Лично моих фоток немного, да и фотограф я никудышный, поэтому фотоальбом потом выложу с хорошими фотками от snowballl В этом посте фотки мои и из музея Бонивура в Нижнетамбовском, немного фоток от snowballl.

P.P.S. Спасибо всем, кто следил за экспедицией в Twitter и FaceBook


Все фотки, которые у меня есть на сегодняшний день, можно посмотреть здесь

http://www.facebook.com/media/set/?set=a.200521753319133.42302.100000839298643&l=0e068f793f
Comments 
10th-May-2011 03:30 am (UTC)
Надо было капсулу под тот камень закопать, который, я так понял, до сих пор стоит.

А вообще жалко, да :(
10th-May-2011 03:35 am (UTC)
ну, как я понял, там есть небольшая разница. Камень поставили в честь прибытия первостроителей 20 января 86 года, и камень стоит в Заречном, то есть в Бонивуре, а капсулу закопали уже строители из всесоюзного отряда комсомольцев, который прибыл 20 мая, и он дислоцировался не в Заречке (Бонивуре), а на въезде в Нижнетамбовское. Между этими местами полтора километра
10th-May-2011 05:32 am (UTC)
Капсулу не нашли как я понял?
10th-May-2011 06:02 am (UTC)
не нашли и вряд ли вообще кто-то найдет после разравнивания местности бульдозерами
10th-May-2011 05:37 am (UTC)
Пусть капсулу не нашли, но все равно получилась интересная экспедиция.
И ведь в самом деле - то был своего рода последний город СССР!
10th-May-2011 06:06 am (UTC)
жаль только, что не достроили. Но на Нижнетамбовское есть кое-какие планы, но об этом в следующем посте-интервью с первостроительницей
10th-May-2011 07:28 am (UTC)
С возвращением! Обстоятельно к делу подошли, я смотрю

"Я промочил ноги немного еще в Нижнетамбовском и купил рома, но пить 50-градусную гадость не очень хотелось"
Где-то тут подвох)
10th-May-2011 07:37 am (UTC)
ну, ром без бани бы не помог, наверное, а баня была с пивом :))
10th-May-2011 07:28 am (UTC)
Спасибо, очень интересно получилось!
10th-May-2011 07:39 am (UTC)
спасибо! Еще две части отчета будет - беседа с первостроительницей и беседа с мужичком, которого мы подвезли на обратном пути
10th-May-2011 11:32 am (UTC)
Весьма и весьма интересно :)
На Dirty.ru опубликуй.
10th-May-2011 11:57 am (UTC)
что такое Dirty.ru?
10th-May-2011 11:49 am (UTC)
Обстоятельная экспедиция. Я даже не припомню такой уровень подготовки. Так, чтобы за пол-года собирать данные, потом организовать несколько машин, организовать людей, брать интервью с видео - не помню такого. Прекрасный отчет - интересно и по теме. Молодцы :-)

10th-May-2011 12:01 pm (UTC)
ну просто не прокатит та информация по Бонивуру, которая была в Интернет. Точнее ее почти нет, а та что есть наполовину - чушь типа охраняемой территории или, что город начали строить 20 мая 1986 года, а не 20 января. Пришлось вот в архивы редакций газет проситься. А фото и ТВ... профессия обязывает ))
10th-May-2011 12:39 pm (UTC)
Спасибо, интересно, молодцы, что съездили.
10th-May-2011 12:43 pm (UTC)
Обидно было, что эта страница нашего края была затерта, а ведь это - последний город СССР!
10th-May-2011 01:09 pm (UTC)
Интересная поездка.
Парочка сканов из старых газет бы не помешала. :)
10th-May-2011 01:29 pm (UTC)
дык я много фотокопий выкладывал по тегу город Бонивур. А вообще я фотокопии всех газет за 1986-1987 год сделал
16th-Jun-2014 02:20 pm (UTC) - Вторая экспедиция в недостроенный город Бонивур
Пользователь wafyy248 сослался на вашу запись в своей записи «Вторая экспедиция в недостроенный город Бонивур» в контексте: [...] года назад я уже совершал поездку в недостроенный город Бонивур [...]
6th-Jan-2015 03:07 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
This page was loaded Feb 23rd 2018, 2:12 am GMT.