ALeonkin (aleonkin) wrote,
ALeonkin
aleonkin

Categories:

Бангладеш. День номер четыре. Кладбище кораблей (часть 7).

Ради этого места я хотел попасть в Бангладеш. Я ждал три года. Все началось с того, что в сообществе Владивостока один из юзеров запостил фото судна "Владивосток", которое разбирали. В комментариях выяснилось, что это верфь в городе Читтагонг, одного из трех основных мировых кладбищ кораблей. 90% всех морских судов разбирается всего в трех городах: Читтагонг (Бангладеш), Карачи (Пакистан) и Аланг (Индия). В общем, места впечатляющие, судя по фотографиям. И об этих местах ничего не пишут в путеводителях. В общем я ждал случая попасть в это место. Мы с Андреем @dr_chif и Сашей @alexroot_r предварительно закачали карту местности в смартфон, а утром говорили на ресепшене с мужиками, "как доехать до места, где мертвые корабли и сколько стоит доехать". И один мужик нам ответил: Если поедете на такси, то будет стоить 1000 така (ехать примерно 15 км), а если на green box, то 500 така. Тааак вооот как эта штука трехколесная называется! ЗЕЛЕНАЯ КОРОБКА! Мы просто оборжались тогда. Потом уже в интернете нашли, что этот трехколесный мопед-такси называется "мишук", еще попадалось название "бэби такси". Но мы так и стали называть эту штуку - зеленая коробка.





Пару дней назад я описывал кладбище кораблей в сообществе vladivostok поэтому часть текста ниже будет скопирована оттуда, но дополнена некоторыми нюансами.

Вышли из отеля и поймали нашу зеленую коробку, договорились с водилой доехать до места за 500 така. Ехали чуть больше часа и поняли, что он протупил и проехал дальше, об этом сказал GPS в телефоне. Потом водятел развернул свое корыто и поехал в обратном направлении. Три раза у местных спрашивали дорогу. Каждый раз собиралась целая толпа помогающих и сочувствующих. Вообще в Бангладеш надо усвоить и привыкнуть к 2 вещам: всегда закладывать на дорогу дополнительное время, чтобы дать возможность водителю/рикше заблудиться; привыкнуть к тому, что всегда собирается целая толпа. Они все готовы помочь, и вообще им белые интересны, там туристов почти нет, а в стране почти ничего не происходит.

Наконец-то нашли дорогу и приехали к первой разборочной верфи. Там забор. Ворота. Народ. Водила начал просить больше бабла, типа, наездил лишнего. Мы ему пояснили, что в наши планы входило не кататься, а приехать сюда. Закончили с ним и пошли к воротам, типа нам посмотреть. Чуваки ни в какую не хотели пускать. И не пустили. Дело в том, что иногда там оказываются журналисты и потом делают статьи о том, что там детский и рабский труд используется (корабли разбирают вручную), а ООН еще и чмарит Бангладеш и Пакистан за такие стремные условия труда и вообще, что экологию не берегут. Там то нефть выльется, то газ долбанет. В общем, не пускают они туда никого. Но, мне как-то попадался отчет одной девахи, они со своим парнем тоже были там и их тоже не пускали, но они сунули кому-то десять баксов и их пропустили. Думалось и о взятке, да. Когда мы отходили, я все-таки сфотал из-за забора судно, которое торчало. Мало ли, может, нас вообще никуда не пустят.



Поперлись к другой верфи, там та же самая фигня - нет и всё. Мы начали предлагать деньги и, типа, что не будем фотать и вообще мы не журналисты, а туристы из России (а они задавали нам вопрос откуда мы и кем работаем). Типа, вот десять баксов и no camera. Не пустили и сюда. Мы в третье место. Там входы сразу на две верфи. Не пускают ни туда ни сюда. Причем не просто не пускают, а посылают: идите вон в те ворота, а в тех воротах говорили, идите в первые ворота. В первых, вроде, даже почти согласились на: "no camera and 10 dollars". И я было уже снял крышку с объектива и выключил звук на фотоаппарате, чтобы фотать не глядя с пуза, но вахтер позвонил своему боссу. Тот добро на пропуск не дал. Я уже было отчаялся: послали в четырех верфях, а я ведь только ради этого места ехал в эту забытую Богом и вообще всеми страну. И, суки, даже взятку не берут. Настолько их зачмарили этими выпадами.

Когда мы отходили от очередных (третьих и четвертых) ворот, к нам подошел молодой чувачок и показал жестом идти за ним. Мы пошли. Шли через как бы деревню, где живут работяги, которые разбирают корабли. Прям посреди пальм стояли сараи, точнее не сараи, а жилища, где живут местные. Попробовал сфотать с пуза кур.



Шли мы заячими тропами по этой деревне в лесу минут десять. Вокруг вонища, но попались пара офигительно красивых особняков, видимо, хозяев верфей. И вот по одной из тропинок парень нас вывел в место на берегу! То есть между двумя верфями, между их заборами, был проход шириной метра три! Но, где заканчивались заборы верфей и начинался как бы "пляж", на каждой из верфей сидело по охраннику, которые вылупились на нас, а потом и еще мужики подошли. Потупили пару минут так молча, а потом наш проводник говорит нам: фотайте. Корабли стоят на мели, валяются шлюпки, якоря, винты, слышны звуки "болгарок".















Наш проводник сфотал нас на свой телефон, а потом мы еще и сфотались с ним на его мобилу. Нам забава корабли, ему - белые морды. Минут через пять пошли обратно через деревню. Саня сунул чуваку 1000 така. Тот умело засунул купюру в карман. В городке-деревне, где живут работяги, около 30 000 человек. Живут очень-очень бедно. Мы шли и рассуждали, как относиться к нападкам ООН на Бангладеш за это место, но если этих людей лишить работы, да и детей тоже лишить работы, то что они жрать-то будут? Страна и так нищая. Доход на душу населения 500-600 долларов в год. Ну вот проявим мы гуманизм, закроем эти верфи и что? 30 000 человек сдохнут от голода? А так хоть какая-то работа есть. Хотя проводник наш говорил, что разборка судов это офигительно денежный бизнес.







Проводник довел нас до нужной тропинки к выходу и растворился в лесу. Но на самом деле с ним мы еще встретимся, что будет очень неожиданно и удивительно. Тут же, недалеко от верфей, все это барахло пилят на металл. Вытаскивают с судов абсолютно всё.



А то, что не пилят, продают на местном рынке здесь же. Там флаги, спасательные круги, жилеты, цепи, холодильники, унитазы, плоты, вообще все, что вытащено с кораблей. Даже тренажеры есть.










Еще там было типа кафе. Ну, такое, деревенское кафе. Саша предложил там и пожрать. Ну, чтоб совсем к местному причаститься. Причастились. По-английски там никто не говорит. А вы много знаете слесарей/механиков знающих английский? Ну, не суть. Помыть руки, это значит на твои руки льет воду из ведра сам дирехтор этого рэсторана. В общем нам начали приносить еду. Много, заставили весь стол.



Мы потом посчитали, нажрали мы аж на 80 рублей с человека! Вышли из кафуги, провожаемые взглядами сотни местных работяг и пошли искать зеленую коробку для дороги назад в Читтагонг. Подошли к одному сунули визитку, он что-то тупил-тупил, потом нарисовался англоговорящий бенгалец и сказал, что в город он не ездит. Точно! Смотрим, а на его зеленой коробке нет решеток ни со сторон водителя, ни со сторон пассажира. А решетки очень важны в городе. Про вырвать, там, фотоаппарат на ходу не знаю, но то, что в пробках и на ЖД переездах лезут попрошайки и прочие дохляки - факт. Поймали другого. Дали визитку отеля. Опять собрали целый консилиум и разбирались, где же это место в Читтагонге находится. Я раньше не отметил, но многие тупо не умеют читать. Ни по-английски, ни по-бенгальски. И нужно им говорить, что написано. В Дакке, когда мы ехали домой на велорикше в канун Нового года, когда мы приехали на нашу улицу, но далековато от нашего дома, рикша взял визитку и пошел искать кого-нибудь, кто ему прочтет. Я его окликнул и сказал, я знаю номер дома, куда ехать. Знаете, что он сказал? Назовите номер дома по-английски! Чувак читать не умеет, но понимает по-английски!

В общем, разобрались, куда ехать, однако обратный проезд нам обошелся не в ту сумму, за которую мы приехали, т.е. не за 500 така, а всего за 300.

На верфи мы уезжали рано утром, т.к. в наши планы не входило ночевать в Читтагонге больше одной ночи. Мы ехали сюда ради кладбища кораблей и у нас все получилось. Сегодня нам предстоял отъезд дальше на юг Бангладеш, в город-курорт Кокс-Базар, который находится на берегу самого длинного в мире пляжа, длина которого 120 км. да-да Бали с Таиландом отсасывают у Бангладеш.

Я немного отступлю от привычного цикла постов о Бангладеш и сегодняшний пост закончу тем, что мы поехали в нашу гостиницу за вещами, чтобы далее сесть в автобус и уехать в Кокс-Базар.

UPD

В комментариях к анонсу этого поста у periskop.su нашелся человек tyr_the_gunner, отец которого загонял судно на подобную разборку, только не в Читтагонге, а в Аланге (Индия). Ниже тот коммент.

Он, конечно же, в основном о процессе "с той стороны" (со стороны моря) рассказывал.
Как идет сам процесс списания - там куча же имущества (компании-судовладельца и команды), кто и как может забрать, как вытаскивают, как передают, как уменьшают экипаж постепенно.
Ну и сам процесс "попадания на пляж" (а действительно - как хер-знает-сколько-тыщ тонн махина попадает на пляж?) и покидания корабля. Оказывается, есть несколько (если не один) дней в месяце когда прилив высокий - тогда на полном ходу со всей дури судно и загоняют к берегу. "Дно" в это время - ил вязкий с водой - как до берега добраться? Как положено, покидал последним уже в сумерках, чуть, говорит, не утонул нафиг в этом болоте...
Ну и тяжело, конечно, моряку такую операцию проводить чисто психологически...


__________________
Мой автономный блог о городе Фуюань, острове Большой Уссурийский и Российско-Китайских взаимоотношениях - http://fuyuan.ru/
Tags: Бангладеш
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →